Авантюра по Казахстану

ЧерепахаИВел

Маршрут: Новосибирск, Бердск, Сосновка, Бурмистрово, Завьялово, Ерестная, Нижнекаменка, Абрашино, Чингисы, Милованово, Столбово, Камень-на-Оби, Кулундинский канал, Завьялово, Романово, Закладное, Селивёрстово, Солоновка, Волчиха, Усть-Волчиха, Симоново, Чернокоровниково, Угловское, Круглое, Лаптев Лог, Топольное, Новопокровка, Семипалатинск, Жидебай, Караул, Кокбай, Байкошкар, Баршатас, Коктал, Эмельтау, Саяк, Каракум, Копбирлик, Уштобе, Талды-Курган, Карабулак, Кировский, Сарыозек, Чингильды, Капчагай, Алма-Ата, Маловодное, Чилик, Масак, горячий источник, поющий бархан, Нурлы, ущелье-перевал Кокпек, Кокпек, чарынский каньон, Ясеневая дача, Чунджа, Ташкарасу, Коктал, Коныролен, Сарыозек.

 

Прекрасные впечатления о людях встречавшихся на пути и достопримечательностях Казахстана: новый мост в Семипалатинске, дом-музей и могила Абая, центр Евразийского континента, оз. Балхаш, место где "сбываются мечты идиотов", Капчагайское водохранилище, горячий источник, поющий бархан, Чарынский каньон “Долина замков”, реликтовая ясеневая роща, а так же урюк по 20 рублей за ведро и шашлык по 25.

День ноль

 Немного поразмыслив о возможностях перемещения на двухколёсном КартаМаршрута
щелчок 306KBтранспорте прямо из города Новосибирска до самого конца отпуска. Пришёл к выводу о выборе южного направления. Во-первых, там тепло и это делает уже несущественными любые во-вторых и в третьих. Минимальное знание географии подсказывало о том, что на юге находятся Обское море, кулундинские степи с солёными озёрами и Казахстан. Решив, исполнить сей план, приступил к его подготовке ещё в прошедшем сезоне. Велосипед был старый, и проехать на нём планировалось, докуда выдюжит, а там попрощаться с верным товарищем, «пристрелить» и эвакуироваться на поезде. Но верный товарищ, почуяв своим железо-механическим нутром скорый финиш своей карьеры, захандрил и на каждой праймериз поездке стремился сломаться в тот максимум, чтобы было жалко выкинуть и не лень отремонтировать. Сменив последовательно оба колеса, вилку и задний переклюк, мотанул на испытания в Томск. Конь вёл себя прекрасно, а вот я неслабо клинонул. 4 градуса по Цельсию средь жаркого лета днём, с педаляжем по дождичку и пара бессонных ночей в комплекте с моей дуростью, уделали связку на ноге. Последующие попытки показали мою несостоятельность проехать более 30 километров. Солнце как большая розовая задница закатывалось за вершины вечнозелёных сосен, а с ним с характерным звуком исчезало и короткое сибирское лето.

 Занявшись восстановлением своего хрупкого, нежного субтильного организма с помощью средств нетрадиционной, традиционной (основанной на народных традициях и календарных празднествах) и некоторых элементах классической медицины, в период зимних каникул решил обозначить достигнутые результаты. ПроверкаСилВИнскомЛесномУрочищеЛибо мне надо было обратиться к другому доктору, либо я сильно перелечился, но в результате первой же поездки выломал в хлам вилку и весьма ощутимо почувствовал ногу.

 Категорически отказавшись от похода к санитарам, с удвоенными усилиями приступил к восстановительным процедурам. В несезон подходящих вилок не оказалось, поэтому 9-го марта, на сэкономленные средства, приобрёл новый Stels850D и занялся установкой на него необходимой для похода навески: багажники, крылья, рога, зеркало, электрика. Стандартных комплектующих ещё либо не было, либо вообще не предусматривалось, либо они не устроили меня по функциональности-комфортности. Пришлось что-то, делать самому с нуля, а что-то дорабатывать до желаемой кондиции. В результате получился довольно-таки габаритный, но комфортный вел.

 Параллельно техническим решениям, интенсивно занялся лечением собственного организма. Спортзал, физиокабинет, мази, таблетки и много-много уколов разной степени дислокации, больности и хреновости. Честно говоря, я и не представлял, что такое количество баянов можно вкачать в организм и не треснуть.

Первомай2007 Проверить получившиеся результаты, можно было в удачно подоспевшем к тому времени Общесибирском первомайском велопробеге. Неплохо. Даже те 5 литров жидкости, которыми я грузил для проверки выносливости “коня”, разок весьма хорошо пригодились.

 По результатам испытаний поменял переднюю корзинку, да короткие пластиковые крылья на обычные стальные, правда, найти удалось только 28”, но это уже мелочи.

 Честно говоря поездка не складывалась. Не удалось решить проблему с легальностью проезда по РК, приобрести карту детальнее чем 30-ти километровка, узнать возможность проезда пары ключевых “бездорожных” участков, места расположения интересующих меня природных достопримечательностей, внеплановая загрузка вечеров запланированных на сборы и подготовку… В результате выехал в субботу 26 мая по дождю и граду с непереведёнными на карточку деньгами по зарплате.

День 1-й. 26.05.07

Новосибирск - Сосновка - Новосибирск. Пробег 110км.

 Накатав по городу километров 30, мокрый с ног до головы из за ливня с градом, а особо от проезжающих по соседству притопленных по самые дверки машин, отправился, стуча зубами, загород. Пообедав на берегу Обского моря и плюхнув в него припаркованный у бревна велосипед с палаткой и спальником,- ветерок блин, отправился далее.ОбскоеВодохранилищеПляж Перед Сосновкой вскрылась покрышка заднего колеса. Замотав порыв корсажной лентой, проехал ещё метров 300…, покрышка вскрылась по диаметру напротив. Пока заматывал и накачивал заднее колесо, тихонько спустило переднее. Поняв, что на данных покрышках до Камня я уже вряд ли доеду, подкачивая переднее колесо ломанулся назад в Бердск на электричку. Естественно, нифига из этой затеи у меня не получилось. Вылезла “грыжа”, колесо пришлось приспустить, и катить вел рядышком через весь Бердск. На ж/д вокзале я был через 20 минут после ухода последней электрички на Новосибирск. Прогулявшись через мост Бердского залива, эвакуировался на машине в гости на Первомайку.

День 2-й. 27.05.07

Первомайка – Бердск. Пробег 30км.

УтроПодБердскимМостом Сгоняв по утру на барахолку и купив пару самых тяжёлых и злых покрышек в комплекте с камерами. Попал в очередной дождик с градом, перебортовался и под увещевания о нехорошести ряда примет, в которые уже сам начал потихонечку верить, ломанулся через первомайское урочище в дорогу во второй раз. Уже исходя из принципа: “Полено упрямое, а я ещё упрямей. Посмотрим, кто кого переупрямит”! Ухряпав вел в грязи, тщательно отмыл его в море и неспешно отправился ночевать под строящийся мост через Бердский залив.

День 3-й. 28.05.07

Бердск – Абрашино. Пробег 154км.

ЦветыЗаБурмистрово Прекрасно переночевав, в защищённом от ветра и дождя месте, позавтракав и неспешно собравшись, отправился по уже знакомой дороге далее. Прокатил до Факела революции, довольно удачно. Сломал фарой защиту от воров, единственный раз когда она сработала, это когда я забыл её отключить, выйдя из магазина в Академгородке.   В остальном, вроде как жизнь налаживалась. Проехался до моря, пообедал горячим,- единственный раз за весь поход развёл костёр. Немного пробежавшись по бору и заботливо покормив комаров, выбрался на основную дорогу. Вот тут и наступила компенсация за приятно накатанные километры. Через каждые 100 метров дорогу преграждала неглубокая, но грязная лужа. При желании по ней можно было проехать, но эстетические соображения поначалу торкнули меня перетаскивать вел по лесу. Но по мере уляпывания в говнах, попрыгушки в лес стали, мягко говоря, неуместными. За 4 километра до Ерестной дорога стала малопригодной для проезда, и мой проход по лесу сопровождался завистливыми взглядами колонны юзящих газелистов, таки всё же выбравшихся из этого раздолбанного места. Далее можно уже было подбросить газку и обтрясти обросшие грязью мощи велосипеда. Добравшись до мраморного карьера за Абрашино, попытался устроиться на ночёвку в этом дивном месте. Весело пообщавшись через озеро с его благоустроителями,  решил спокойно отойти ко сну и отправился с частной территории, через дорогу, к пока ещё не обустроенному заливчику Обского моря. Обкупнувшись и малость постиравшись, рысью метнулся в тёплый мешок баиньки.

День 4-й. 29.05.07

Абрашино – Камень-на-Оби. Пробег 96км.

 Утро нового дня легонько орошало палатку и сушащиеся на ней носки. Кроссовки было решено с этого дня в палатку не ставить – пусть, нафиг, снаружи живность отпугивают. Стащить же их даже самый зассаный бомж побрезгует.

 Подгоняемый унылым дождиком, неспешно отправился в дорогу. Поскольку зубной пасты я с собой не брал, то на первом этапе мне её с успехом заменяли веточки сосны. Разжёвывая в кашицу колючие иголочки и отплёвываясь горьким соком, через пару дней я уже чувствовал некий дискомфорт, если не мог совершить поутру этой процедуры.

 Прокатившись за Милованово, попытался и далее придерживаться живописной дороги вдоль берега, хватило меня километра на полтора. Увозюкавшись в чёрной жирной грязюке, попарившись в болотных испарениях под выскользнувшим из-за тучек солнышком и повстречавшись с плавающей в очередной протоке через дорогу нехилой такой уткой, рванул назад. Чем явно смутил обильно отобедывающих мной комаров. Ибо того, что я смогу выползти и набить их наглые морды, отмахиваясь гружёным велом, они явно уже не ожидали. Выволокшись к развилке, резво ломанул на Столбово. Ошмётки чёрной грязи отваливались с колёс ещё минут 30.

КулундинскийКанал Паром на Камень только что ушёл, и у меня оставалась уйма времени, чтобы привести себя и вел в состояние достойное посещения цивильного города. Отмывшись и поужинав, спросил мающихся в ожидании плавсредства камазистов о живописных просёлках в сторону Семипалатинска. Получив исчерпывающий ответ, нанёс отсутствующие на моих картах дорожки-направления и переправился подоспевшим к тому времени паромом в Камень-на-Оби.

 Поинтересовавшись в банкомате о моей финансовой состоятельности, был порадован её наличием. Взяв пару тысяч деревянных и пополнив запасы продовольствия, отбыл в сторону Кулундинского канала по Барнаульской трассе. Где невдалеке за городом сразу и заночевал.

День 5-й. 30.05.07

Камень-на-Оби – оз.Мостовое. Пробег 122км.

 Яркое солнышко лёгкий ветерок и редкие облачка обещали приятный тёплый день. Но одному идиоту нужно было ехать из этого прекрасного места куда-то вперёд, где типа ещё лучше. Проехав пару часов вдоль русла канала на хорошей скорости, под тёплыми лучами солнца, ласково прогревающему ещё не загоревшие морду и руки, обдуваемый свежим боковым и слегка даже попутным ветерком, оказался у интересной топографической загадки. По карте канал пересекать не следовало, и он должен оставаться по левую руку, а на местности через канал проложен мост и после поворота канал остаётся справа.ЦветущийКуст В том, что я не ошибся с выбором дороги, меня убедил ветерок, ставший из бокового встречным, и виднеющиеся впереди обильные тучки. Впрочем, как и сказали камазисты, канал всё время был рядом, метрах в 15-ти, так что особо напрягаться с ориентирами не приходилось. Похолодало, пришлось залезть в куртку и напялить ещё сверху и дождевик. Скорость за отметку в 10км/ч, благодаря ветерку, особо не уползала. Опосля обеда, перед не до конца разрушенной насосной, проколол колесо. Пока клеился под её останками, удачно прошёл неплохой ливень. К слову сказать, как выяснится позже, в этой насосной я и оставил весь комплект заплаток, а маленько опосля бабахнула эта же камера в переднем колесе. Клеить её смысла не было, поэтому просто поставил запасную камеру. Да и предыдущий “прокол” со стороны обода скорее всего был порывом. Немного поколбасившись по раздолбанной гравийке, оказался перед мостом через р.Кулунду. РекаКулунда-МостИКанал

Как вы думаете, каким образом канал пересекает реку? Он тоже протекает по мосту! Мост для канала сделан в виде бетонного жёлоба. Охренительно было бы пролететь по полному жёлобу на моторке! Ну да ладно, надо играть ту роль, которая тебе предназначена, поэтому я потянул дальше. Доехав до памятника Терешковой, приземлившейся в 1963 ПамятникТерешковойгоду на Баевской земле, ополоснул вел в канале и отвалил в сторону Завьялова.

 Последние два дня смазывать вел приходилось по 3-4 раза. Дожди, грязные лужи и при возможности помывки велосипеда практически не оставляли цепь нормально смазанной. По началу думал, что 20-ти кубового шприца с машинным маслом мне явно не хватит, но как оказалось его ровно хватило на всю дорогу. Даже осталось ещё на пару раз, но в последний день я смазываться не стал, так и доскрипел до станции.

 За поворотом меня ждало счастье. Ветер стал боковым и подутих из за обсаженной деревьями дороги, а прекрасный асфальт с хорошим наклоном уходил под горку. Пролетев с десяток километров, оказался на берегу большого, чистого и ОзероМостовоене сильно холодного озера. В том месте где я остановился не было комаров! Вода в озере не была солёной, ветерок был умеренный и объяснить природу такого замечательного феномена я не смог. Обкупнувшись, однозначно решил ознаменовать своим посещением столь прекрасное природное явление, зарулив в близлежащий лесок на ночёвку. Вот тут меня реально чуть не сожрали. Едва бросил палатку и сиганул в неё со шмотками и жратвой, над ней образовался рой комаров по гудению напоминавший ЛЭП в пару сотен киловольт. Да, видимо на предыдущем месте комары выдерживали мораторий и заманивали наивных жертв на данное место. Впрочем, под убаюкивающее жужжание, стараясь не облокотится на палатку, я весьма не плохо поспал на плотной мягкой травке уютной поляны.

День 6-й. 31.05.07

оз.Мостовое – Волчиха. Пробег 195 км.

 Шустро собравшись, выкатил на дорогу. Здесь под тёплыми лучами утреннего солнышка, можно было аккуратно привязать и упаковать вещи, а также снять куртку с капюшоном, защищавшую на начальной стадии от полчища комаров. Не особо приналегая на педали, лопая халву из корзинки спереди, наслаждался процессом свободного передвижения. День выдался жаркий и прикатив в Романово первым делом прикупил себе детские гольфики без пяточек. КарантинВРомановоОтрезав носочки и сделав дырку под большой палец, напялил их себе на руки. Получилось весьма достойно, если не сказать готично. По крайней мере, руки перестали обгорать. Проехав по асфальту на Родино 17 километров, свернул на гравийку до Силивёрстово. Как-то не особо перенапрягшись, лопая колбасу, конфеты и запивая всё это соком, со скоростью доходящей до 36км/ч добрался до деревни. С чего это я так пёр – даже и не знаю, толи коровье бешенство на меня переметнулось, толи сок так благостно действовал, но факт столь спешного перемещения по не слишком приспособленной для этого дороге весьма радовал. По пути встретились первые карагачи и солёные озёра. В отдалении замаячили крыши вековых домиков будущей столицы разврата и порока России. В Казахстане игорные заведения перенесены в г. Капчагай. Занятно, что Монте Карло и Капчагай находятся практически на одной широте, да и Вегас не сильно от неё отклонился! Мы же могли бы претендовать на северный форпост пояса порока. Перед деревней Солоновкой есть исторический памятник - место генерального сражения красных партизан с колчаковцами. 1919 год в этих местах был весьма не спокойным, обелиск с теми же цифрами можно будет встретить и в центральном парке Семипалатинска.

Проехав Волчиху устроился на ночлег в негустых придорожных насаждениях.

День 7-й. 1.06.07

Волчиха – Угловское. Пробег 115 км.

  Проснувшись под мумуканье и топот проходящего мимо стада, собрался и отправился через Усть-Волчиху на Симоново. Порадовался свежему гладкому грейдеру и через пару километров этому самому грейдеру в зад и упёрся. Вот поехать на день позже и было бы мне счастье! А так, дорога находилась как раз в таком состоянии, что без грейдера ей уже никак нельзя. Далее дорога а-ля Караканский бор в сухую погоду. Места сплошь Пожарище1997гЗаУгламизаповедные, с болотец взлетают гуси, деловито ступают цапли, а на 50% плакатов нарисован медведь как символ егерей России. После Симонова поехал вдоль поля, слишком уж крупный гравий рассыпан на дороге.  Это ж  просто издевательство по нему ездить, этим гравием можно танки деформировать! За 9 километров до Углов начался асфальт, опосля 73-х километров поскакушек он показался просто счастьем. Поднабрав снеди проехал ещё 15 километров по интересному рельефу. Куда не кинешь взгляд – холмы поросшие ковылём и ровные полосы вывороченных и уложенных рядками деревьев. Как позже выяснилось, это результаты пожара 1997 года. Очень даже заставляет задуматься о последствиях неосторожного обращения с огнём.

День 8-й. 2.06.07

Угловское  – Новопокровка . Пробег 115 км.

 Ночь выдалась хорошая, можно сказать тёплая. Тучки немного подгоняли мои сборы в дорогу, а так я бы ещё немножко подремал. Проехав первый российский погранпост, там можно не останавливаться, вывернул на асфальт. Хороший мордодуй несколько охладил мой пыл быстренько добраться до казахской границы, да и асфальт через 30 километров закончился. Начавшаяся далее грунтовка с нехилыми каменьями и обильной пылью, снизили скорость до 6-9 км/час, и так 40 километров. Разницы, что идти пешком, что ехать, практически нет - грустно. Местами идёт параллельная дорога вдоль поля, более пыльная, но и более ровная. Добравшись до второго погранпоста у Топольной, дождался своей очереди и предъявив паспорт пограничникам в вагончике, предъявил велосипед на досмотр таможенникам. Ещё 16 километров и погранпост Казахстана. В принципе, всё это можно было обкатить без особых проблем стороной, но так как я человек честный и законопослушный, а тем более собирался вернуться назад на поезде – прошёл ещё один пограничный контроль и таможенный досмотр. Погранцы выдали мне миграционную карточку, которую нужно зарегистрировать по месту пребывания в течении 5-ти дней включая день въезда в РК, или покинуть РК в этот срок без необходимости регистрации. Таможенники же, сами вписали в графу “транспорт” – Стелс, - и тепло попрощались. Забавно будет посмотреть на рожи американских разведчиков, если в их руки попадёт подобная распечатка.

 В 19-00 я был уже в Казахстане. Поразил появившийся сразу же после переезда границы приятный запах мяты. Впрочем, и появившийся асфальт, тоже приятно порадовал. Когда остановился на ночёвку, понял, что так пахнет полынь, но запах мягкий, приятный. Ночью прошла гроза, для меня первая в этом году.

День 9-й. 3.06.07

Новопокровка – Семипалатинск. Пробег 62 км.

 День выдался солнечный, ветерок попутный, а широкая дорога под гору. Скорость под 45 и полная халява! Приехав к Иртышу, искупался и постирался. Попробовал выяснить у рыбаков дорожку на искусственное озеро, выкопанное первым мирным ядерным взрывом и находящееся где-то в восьмидесяти километрах на западе от Семипалатинска. Наслушался о том, что в этом озере живности нет или есть, но с тремя глазами, руками, волосами, титьками... И все об этом знают, и все там были, но вот как доехать, чё-то все запамятовали. Поняв, что русалка в аквариум мне не светит, отправился в город. Найдя банкомат, снял 10000 теньге СемипалатинскНовыйМостЧерезИртыш 

(~ 2000 рублей, переводной курс 1 : 4.75). Немного посмотрев город поехал устраиваться в гостиницу. С местами в гостиницах проблем нет, в ближайшей гостинице  меня почти уже устроили в номер и спросили: “Ну, где в этой миграционке нужно печать поставить”? Полагая, что печать о регистрации всё-таки должны поставить в миграционной службе, попросил уточнить этот момент. В воскресенье особо мало кто работает, и обзвонив доступных официальных лиц, меня, скрепя сердце, отправили в центральную гостиницу “Иртыш”. СемипалатинскЦентральнаяГостиницаИртышСтоимость одноместного номера с санузлом и телевизором здесь была точно такая же – 2000 теньге. Регистрацию пообещали сделать на следующий день. Взобравшись на 9-й этаж, оставил велосипед в номере и отправился осматривать город, выяснив у консьержки близлежащие достопримечательности, музеи и театры. СемипалатинскПлощадьАбаяБлаго гостиница находится рядом с центральной площадью им. Абая, да и прочие культурные заведения неподалёку. Стоит заметить, что в Казахстане нет перевода часов на летнее время. Поэтому, хоть и находясь в одном часовом поясе с Новосибирском, приезжая в Казахстан следует летом отнять один час. Музеи СемипалатинскМузейАбаябыли закрыты, в театре на сегодня ничего не было, из архитектуры наиболее выдающимся, как мне показалось, сооружением являлся новый подвесной мост через реку, обследованный мной ранее. Культурно подзакусив в летнем кафе центрального парка шашлыком по 200 теньге за палочку, прикупив торт и ещё килограммов 5 снеди, отправился портить фигуру в гостиницу. Помыться в горячей воде, поседеть на диване за тортом перед телевизором и завалится спать на чистую мягкую постель, ни о чём не беспокоясь - кайф.

День 10-й. 4.06.07

Семипалатинск – родник в 50 км по дороге на Караул. Пробег 68 км.

 Проснулся я, блин, по привычке рано. А учитывая “зимнее время” – безобразно рано. Огорчившись, дожрал остатки торта, баурсаков, колбасы, конфет и печенья. Запив всё это лимонадом с поллитрой сливок и посидев у телевизора, отправился узнать о результатах моей регистрации, так как просил выпнуть меня из гостиницы сразу по её оформлению. Вот тут и началось всё самое весёлое. Администратор о такой фиче не в курсе и чего со мной делать не знает. Посоветовав мне сходить самому в находящуюся с другой стороны площади миграционную службу. Проторчав в очереди и заполнив анкету, долго объяснялся со служащим о возможности регистрации иностранных граждан в гостинице. В конце концов, почитав законодательство, нашли сей пункт. Но регистрировать меня на срок больший, чем я устроился в гостинице – категорически отказались. Понимая, что мне по любому жопа, решил зарегистрироваться сегодняшним числом, оно же должно было стать и датой выезда из РК. Узнав о размере штрафа за несоблюдение правил регистрации и нахождения на территории РК – около 11000 теньге минимум. Решил приныкать её на чёрный день отъезда, или возможных проблем со служителями правопорядка. Хотя надеялся, что если удастся сесть в поезд, то при проверке на границе и отсутствии у меня нужной суммы, вряд ли кто станет снимать меня с поезда, чтобы потом поить, кормить, в баню водить. Понадеявшись на авось и решив, в крайнем случае, возвращаться автобусами или автостопом, а затем объехать казахский погранпост огородами, посетил краеведческий музей и отчалил по трассе на Караул.

ДорожныйЗнакПо пути встретился знак, означавший наличие вертикальной неровности на дороге. В большинстве случаев этот знак вызывает у меня повышенное слюноотделение и недорожные ассоциации. Наличие же на знаке трёх холмиков, повергло меня в некий удивлённо-блаженный ступор. Пожалев, что не остановился и не сфотографировал редкостный знак (далее выяснилось, что он был не единственный), в приятных размышлениях о фотомодели, позировавшей для него, похлюпал по моросящему дождику. К вечеру дождик разродился хорошим ливнем, часть которого удалось переждать под навесом у родника. Переехав дорогу и устроившись на склоне, соединявшем два холма, оказался в уютном кармане, защищавшем палатку от ветра с трёх сторон. Склон немножко каменист и крутоват, спальник “стекает” с пенки, ощущение как будто спишь в автобусе, но в остальном неплохо. Ночью проснулся УтроСемипалатинскКараулоттого, что мои ноги стали подниматься выше головы и всё, что было в палатке, повалилось на меня. Так и свежий воздух на километр испортить можно. Не особо резво сообразив, что ветер изменился и стал дуть от подножья вверх по склону, а сейчас приподнял палатку и переворачивает, - ломанулся к поддуваемому основанию. Так и провалялся в виде куля с балластом у нижнего края палатки до утра.

День 11-й. 5.06.07

родник – Жидебай. Пробег 156 км.

 Аккуратно собравшись, дабы не унестись в полёт с распахнутой палаткой, выполз на дорогу. Западный ветерок резво выкидывал сотню с лишним моего брутто чуть ли не на противоположный край трассы. Благо машин особо не наблюдалось, да и вообще назвать этот отрезок пути сильно загруженным авто, было бы неправильным. Обочина дороги вся была изрыта дружными всходами грибов так, что подножного корма при желании можно заготовить на месяц вперёд, кому-то этого и на год хватило бы.

Енлик-Кебек Данный отрезок дороги, богат памятниками и достопримечательностями. Дом-музей Ауэзова, Енлик-Кебек (казахские Ромео и Джульетта), место захоронения династии Кунанбаевых, мемориал и дом музей Абая Кунанбаева, центр Евразийского континента. Стоит отметить, что если влюблённый юноша завяжет лоскут материи на цепи вокруг могилы Ромео и Джульетты, то сбудется заветная мечта юноши, и у его любимой девушки увеличится грудь на два размера. Если же девушка повяжет платочек на звено цепи, то сбудется её заветная мечта – грудь мечтательницы вырастет на два размера. Правда, трафик на цепи неимоверный и привязать даже ниточку к ней будет весьма сложной задачей. Хотя, наверное, можно постараться отследить лоскуток конкурентки и отвязать, чпок-чвяк – хана силикону.

 Посетить музей и могилу Абая мне рекомендовали человек шесть автомобилистов. Все они останавливались, спрашивали, откуда и куда я еду. Грешен, врал, что еду с Семска к Балхашу или к Талды-Кургану. Не хотелось шокировать людей, впрочем, по моему, никакой разницы от этого не было. Всё одно это для автомобилистов было очень большой дистанцией для велосипеда. Гостеприимство у казахов просто дело чести. Откушать хотя бы на капоте машины и дать конфет, молока, курта, минералки в дорогу – обязательная процедура. Ну и предложения подвезти, типа, чё на веле маяться.

 Не успевая в музей, проехал до Караула, набрал продуктов и вернулся назад на ночёвку к Жидебаю.

День 12-й. 6.06.07

Жидебай – 40 км за Кокбаем(Мадениет). Пробег 100 км.

 Утром проснулся под блеянье проходящих мимо палатки баранов. Потрепавшись с пастухом, поменял проколотую об джигиду камеру на запасную. Тут, собственно и выяснилось, что заплатки я потерял. Сфотографировав велосипед у гранитной пирамидки центра Евразийского ЦентрЕвразийскогоКонтинентаконтинента, находящийся в нескольких десятках метров от дома-музея Абая Кунанбаева, посетил  мемориал Абая и МогилаАбаяШекерима (Солнце и Луна казахской поэзии). 30-ти метровые мавзолеи впечатляют, резной известняковый потолок в склепе Абая вообще из разряда чудес архитектуры. По кольцу вокруг амфитеатра в скором времени должен открыться музей арабской письменности. Рядышком мечеть, открытая для свободного посещения туристов (минарета с которого муэдзин читает молитвы в ней нет), поэтому как бы она не совсем настоящая и заходить можно в обуви и даже женщинам. В глубине мечети находится символический колодец, по преданию священные книги упали именно на колодец. Копать землю и пылить считалось грехом для мусульманина, поэтому колодец строился над источником, а кончики обуви были загнуты вверх характерной лодочкой. Когда я пришёл к дому-музею Абая, я уже был знаменит, и даже настолько чертовски знаменит, что экскурсию для меня провели бесплатно. Купив сборник стихов Абая, тепло попрощался с сотрудниками музея и отправился дальше.

За Караулом, у небольшой придорожной лужи расположилась стая журавлей и диких гусей. Особого внимания на проезжающих птицы не обращали, но когда я остановился чтобы их запечатлеть для истории и искусства - скромно свалили. Но прыганья по обочине не прошли для меня даром, и через некоторое время очередная камера ненавязчиво сдулась. Поставил последнюю запаску. Далее пришлось решать простенькую дилемму: ехать по асфальту до Аягуза, или по горным тропкам до Баршатаса. Ломиться 100 километров по горам без запаски и аптечки - затея идиотская. Поэтому особой проблемы в выборе направления для меня не ДорогаКараулБаршатасбыло. Проблемы начали возникать когда дорога вдруг пропадала, или раздваивалась. Тут мне по большей части везло, то появлялось редкое для сих мест транспортное средство, то кочующий на джайляу пастух. Пригодился и взятый с собой компас. Переползя в ручном режиме с велосипедом на горбу через гору, снова оказался на дороге. Установив фотоаппарат на режим “красавчег”, в лучах заходящего солнца сделал снимок. Сильно охерел от увиденного на дисплейчике и перепроверил состояние своего интерфейса по бортовому зеркалу. Морда жестоко обгорела и опухла. Дабы не печалить себя паскудными воспоминаниями и не губить сердца юных путешественниц - стёр фотку как антирекламу туризма. Устроившись рядом со свежеобнаруженной дорогой на ночлег, обильно смазал морду кремом после загара. Ужин особо не радовал, губы засохли и болели. Облюбованное под палатку место с мягкой травкой, на поверку оказалось удобным, но вот травка пахла несколько противно.

День 13-й. 7.06.07

хр.Канчингиз хр.Акшатау – Коктал. Пробег 140 км.

 Бросив на палатку под радостные лучики утреннего солнца влажный от росы спальник, заметил на нём два нехилых пятна крови в районе расположения физиономии. Дыбнул на себя ДорогаКараулБаршатас_Яв зеркало заднего вида (полезная, однако, штука). Такого гнусного рыла я чёта за собой не припомню, отхераченные привокзальные бомжи и то обычно выглядят гуманней. Ночью, сгоревшая кожа на носу и губах треснула, и вся морда была в крови как у вурдалака. Спрашивать дорогу с такой физией – преступление или самоубийство. Либо человека кондрат хватит, либо кол осиновый воткнут. Отмочив харю в холодном роднике (которых тут в изобилии), обмотался по басмачьи платком и двинул в путь. И сразу же дорога упёрлась в пустую зимовку. Зафигачив один торжественный круг почёта вокруг неё, матюгнувшись достал компас. Впрочем, дорога нашлась быстро, да и местность пошла ДорогаКараулБаршатас_Джайляупоровней, да понакатистей. Добравшись до жилья, радовался как дитя. В Баршатасе в “веломагазине” прикупил с лотка китайца портянку заплаток к камере. Как мне показалось, это была единственная велопринадлежность присутствующая у него на сегодняшний день. Набрав снеди и обедая на ходу горячими беляшами из натурального галимого мяса Чипполино. Ну а фигли бы я ещё хотел за 6 рублей то за беляш! Впрочем, горячие беляшики пошли на ура, сытости не добавив, но настроение приподняв. Испортить его не смог даже глоток выпрошенного из старых запасов продавщицы виноградного сока. Юпи, а уж тем более Зуко по сравнению с этой гадостью просто божественный нектар. Язык, моментально ставший ярко-фиолетовым, заставил меня откровенно поржать. Горланя отрывки из песен окончания которых я не знал, да и пел без принуждения, наверное, первый раз в жизни, весело укатил 20 км за Коктал(Мадениет). Помятуя о сильном ветре чуть не сделавшем пару ночей назад из меня вместе с палаткой перекати-поле, остановился на ночлег в створе трубы под дорогой. Впрочем, ветерок был не особо сильным, а чистое небо радовало глаз яркими звёздами. И всё было, как бы просто зашибись...

День 14-й. 8.06.07

Коктал – 50 км за Эмельтау. Пробег 149 км.

 В 2:30 проснулся от мощного ливня. Капли стекали по скатам палатки и собирались в жёлобе под ней. Солончак вокруг стал сплошным глиняным месивом. Через пять минут я уже находился в полупритопленном положении. Все вещи и спальник были мокрыми. Закутавшись в пенку, уполз кимарить в скрюченном состоянии в метровую трубу под дорогой. Туда же перетащил вещи из палатки.

ГрадоваяТучаПоДорогеНаЭмельтау-5часов

В 5:30 проЯснилось настолько, что можно было бы уже и ехать. Всё одно спать, таким образом, было невозможно. Высунувшись из трубы, посмотрел в сторону горизонта, по направлению к которому мне предстояло двигаться. На нём (горизонте) висела такая пышная, празднично белая высокая туча. Поняв, что мой выезд обречён, если я, конечно, не хочу геройски погибнуть, понуро убрался в трубу. Вскоре начался шквал и вслед за непродолжительным робким дождиком, вломил крепкий ливень с градом. Труба потихоньку начала выполнять свои функции, и мне пришлось сидеть в ней уже нараскоряку, пропуская под собой грязно-коричневый поток воды. ЦветущийВерескК 8-ми часам буйство природы прекратилось, дождь исполнил свой “дембельский аккорд” и в последующие дни уже не появлялся. Широкая грунтовая дорога, посыпанная крупным песком, была совсем не такой как вечером. Тяжёлый велосипед продавливал мокрый грунт и хотя и не вяз, но особо и не катился. Каждодневный утренний западный ветер, который до сей поры, был боковым, после моего хитрожопого поворота на запад стал встречным. Холодный дождик  небольшими зарядами периодически окроплял моё и так уже порядком задубевшее в мокрой одежде тельце, при этом больно хлеща по физиономии. Надевать дождевик уже никакого смысла не было. Дорога, естественно же, тоже потихоньку шла в гору. Выискивая твёрдые участки грунта, я безбожно петлял между лужами, распугивая табарганчиков по обеим сторонам дороги. Этих грызунов здесь просто немерянное количество! Чуть ли ни каждые две секунды с обочины раздаётся писк, и очередная тушка прячется в норе. От этого пересвиста потом начинает уже немного подглючивать. На всём стокилометровом участке весьма неплохо сделанной дороги, мне встретились только три машины. В первой, на мою радость, оказались геологи с подробными картами местности. На моей 30-ке, дороги Эмильтау-Саяк не было, но по моим инстинктивным чувствам, такое положение вещей было бы неправильным. И собственно компас брался именно для этого участка, на случай если придётся быть первопроходцем. Геологи же подтвердили мою географическую логику, дав понюхать чуть ли не километровку с явно прорисованной грунтовкой на Саяк. Предупредив, правда, что если вдруг над этой дорожкой прошёл дождик, то там будет далеко не так как здесь. Приободрённый тем, что ещё одну сотку километров можно будет пусть даже протопать, но всё же по дорожке, за 20-ть километров до Эмельтау пообщался с ещё одним экипажем. Водитель которого развеял мои сомнения насчёт переправы через оз.Балхаш. Я предполагал, что она в каком-то виде должна существовать. Иначе пришлось бы вкручивать назад на Лепсы вдоль берега Балхаша (от Каракума до Каракумов). Тут даже сам за себя начал удивляться, какой я, падла, умный и догадливый!

Эмельтау Эмельтау небольшой посёлок расположенный у подножья живописной горы Керегетас. Продуктовый магазин находится в кладовке одного из домов, выбор не афигеть какой, но самое необходимое приобресть можно. Поднабрав под завязку воды, удачно спросил дорогу. Мужик оказался местным камазистом, только что приехавшим из Саяка. На следы Камаза мне и следовало, по его словам, ориентироваться. Неплохой, кстати, ориентир на развилках. Правда, потом мне встретился ещё один Камаз, и на одной из развилок мне пришлось долго выбирать направление. Дорога пошла под гору, ветерок приутих и опять стал боковым, проблемы с неизвестными участками маршрута решились и больше не отягощали - прекрасно! Встретившиеся на Жигулях местные угостили куртом и дали минералки в дорогу. Плохо начавшийся день, весьма неплохо закончился. Спать, правда, пришлось в мокром спальнике, а иначе на ветру было совсем холодно.

День 15-й. 9.06.07

50 км за Эмельтау – Каракум . Пробег 115 км.

 Высушив на жарком утреннем солнышке вещи и вдоволь навалявшись в ожидании окончания Ящерицапроцесса сушки, стал крутить в небольшие подъёмчики. Дорога нисколько не напрягала, а попавшийся на ней такыр ТакырИПтица(высохшая лужа), вознёс ощущение кайфа от катания на давно не веданную высоту. Стоит сказать, что изредка встречавшаяся грязь на этом отрезке пути, вылетая из-под колёс, намертво прилипала ко всему во что попадала. Так что после дождя здесь, скорее всего, пришлось бы тащить вел на горбу. Вскоре на фоне холмов показался огромный мраморный карьер. Не удовлетворившись просмотром его тыла, выехав на асфальт, проехался до КПП карьера Саяк-1. Внутрь меня, естественно, не пустили (взрывчатки там, наверное, МраморныйКарьерНовосибирска на два хватит). Но мне и внешнего осмотра вполне хватило. Поворотил от карьера на город. В Саяке вполне можно снимать футуристические фильмы о последствиях III-ей мировой. Целый микрорайон пустых хрущёвок без стёкол, дверей и даже обрешётки балконов. В центре города, в тех домах, которые заселены, зачастую пустует крайний подъезд, или квартиры на первых этажах. В таких случаях, для сохранения тепла, окна пустующих квартир зашиты фанерой. Ну, хоть сотовая связь в городе присутствует и за долгий промежуток времени можно сообщить о своём местоположении. Набравши в магазинах еды (особенно понравился местный чак-чак), отправился вдоль ЛЭП на Каракум. Дорога не тяжёлая, но из 42-х километров четверть “стиральная доска”. Причём небольшими островками, возникающими как-то вдруг. Всю дорогу лопал чак-чак и особо сильно не разгонялся, чтобы неожиданно не вытряхнуть его из корзинки (было дело). Встретившееся Сольдалее дно соляного озера, смотрелось необычно для жаркого летнего дня, напоминая ледяной покров. Немного побродив по краю, всё не мог отделаться от привычки пробовать “лёд” ногой на прочность. К полуночи приехал к Балхашу. Наскоро постирался и помылся, ночью всё же на воздухе холодновато. Зато чистая вода озера была прекрасна. В этой части Балхаш солёный, но вода почему-то, вопреки общепринятым свойствам слегка зеленоватая. Как хорошо спать в палатке, на свежем воздухе, у тёплого озера, впервые нормально искупавшись после долгой дороги! Оказывается можно повернуться на другой бок в спальнике, а не перекатываться вместе с прилипающим мешком.

День 16-й. 10.06.07

Каракум – 100 км от Копберлика. Пробег 105 км.

 Проснулся в 5 но, наивно полагая, что в воскресенье идти на пристань в столь ранний час не стоит, тихонечко собирался, завтракал и любовался утренними пейзажами озера. ПереправаНаБаркасеЧерезБалхашКак потом выяснилось, запрет на лов рыбы закончился в пятницу, а в путину выходных у рыбаков не существует - типа страда. Поэтому все рыбаки в 5-ть часов уже отчалили, а пассажирские перевозки, как раз ими же оказией и осуществляются. Впрочем, пассажиры, собравшиеся на пристани, ожидали ещё два баркаса на Копберлик, у старшеклассников намечались тесты (что-то типа единого госэкзамена) и часть рейсов под это дело видимо подстроилось. ПереправаНаБаркасеЧерезБалхашПрикрутив верёвкой, велосипед на крышу рубки, уютно устроился возле тёплого двигателя. Двухчасовая поездка с ветерком и брызгами за 80-то рублей – это по двойному тарифу вместе с велосипедом! Оказавшись на другой стороне Балхаша в Семиречье – жемчужине Казахстана, сразу почувствовал разницу между степным, морским и пустынным климатом. Только отъехал метров 20-ть от озера как ПескиКопбирликУштобепросто врезался в тепловую стену. Кожа как-то сама собой начала стягиваться и горячее дыхание песков заставило вернуть мысли от благостного их хода к серьёзному расположению. Пополнив по максимуму запасы воды и продовольствия, размеренно двинул в сторону Уштобе. 40 километров жёсткой стиральной Саксаулдоски и проседающей крупной гравийки сожрали большую часть дня и сил. Хороший асфальт обрадовал, но развить на нём приличную скорость у меня уже физически не получалось. Дважды прокалывался шипами какого-то растения, не опасного для авто, но вполне достаточного для велосипеда. Семена-шипы в изобилии выдувались ветром на обочину и в ассортименте валялись на асфальте. Видимо некто, чьё имя лучше не упоминать, специально создал это растение для размножения велотранспортом. Потому что, проколовшись и увидев торчащую из покрышки белую загогулину, выдёргиваешь её и со словами &^%$#!, выбрасываешь подальше в песок, что ей собственно и было надо. Вечером меня догнали встретившиеся ранее алмаатинцы на двух джипах. Пригласили в свой лагерь на берег Каратала. Отказался, рассчитывая проехать за сегодня ещё хотя бы километров 20. Начавшаяся через 5 километров буря, похерила мои планы. Спешно зарулив на удачно подвернувшуюся зимовку, заночевал на лавке в бане как самом уютном и чистом месте. Эх, ещё бы воды сюда! Но даже дождя со здоровенной вечерней тучи не пролилось.

День 17-й. 11.06.07

Зимовка – Уштобе. Пробег 140 км.

 К утру с водой оказалась серьёзная проблема. За ночь и утром за завтраком выпил всю воду, осталось грамм 400. Проехав на этом “золотом запасе” 65 километров, чувствовал себя уже довольно паскудно, а ехать до воды ещё километров 20. Вот тут как нельзя кстати подоспели вчерашние знакомые – джиперы. Напоив и дав водицы в дорогу, предложили подбросить до Уштобе. Но тут уж мне и так весьма полегчало, поблагодарив двинул дальше. Против ветра и по дождику, где ж он был до сей поры!

ТополяПередУштобе

Немного покатав по Уштобе, втарившись продуктами и жидкостями с явным перебором, выехал на перевал до Талды-Кургана. Дождик и ветер прекратились, а я до самого вечера не мог нормально вкручивать, ноги стали как ватные. И если слабость от голода за 10 минут восстанавливается съеденным сникерсом, то залёт от водного голодания пришлось восстанавливать целые сутки. А потом ещё три дня пить с явным перебором при любой возможности. В общем, до города я не дотянул, сдох.

День 18-й. 12.06.07

Перевал – Карабулак.

 Проснувшись под звуки идущего невдалеке стада, вылез клеить проколотую во время съезда с асфальта к ручью камеру. Съезжать с дороги и пытаться ехать по степи или барханам на велосипеде – занятие бессмысленное. По крайней мере, мне далее чем на 500 метров камер ни разу не хватало. Даже если ведёшь велосипед рядом, всё одно случается прокалываешься. КараталИскупался и постирался в Каратале. Свежим и чистым въехал в Талды-Курган. Город представился неким оазисом посреди пустыни. Даже в изобилии встречавшийся ещё в Уштобе саксаул, здесь найти уже было невозможно. Жара и солнце из жестоких и беспощадных стали тёплыми и ласковыми, заслонённые высокими пирамидальными тополями. Поколесил по городу и посетил краеведческий музей, в который меня пропустили с велосипедом (поставил в гардеробе). Талды-КурганМузейПулемётПо совести сказать, я так ни разу и не был ни в одном музее Новосибирска. Да, ходил на различные выставки приезжающие в город, но собственно очень мало знаю о нём самом, и никогда особо его историей не интересовался. Потому что живёшь здесь, всё кажется рядом, всё, что происходит – обыденно и вроде как само собой и должно так быть. А если где ещё не был, то всегда успеется, или чего уж там такого Талды-КурганМузейЗолотойМальчикнеобычного смотреть? Когда готовился к поездке, ворошил Интернет, находил ссылки на места, имеющие важное природное, географическое или историческое значение, которые непременно хотел посетить. Но когда находился от них в нескольких километрах или даже метрах, местные, бывало, об этих достопримечательностях впервые от меня и узнавали. Экспозиция Талды-Курганского музея довольно красива. Дизайн природных инсталляций впечатляет. Замечательные коллекции камней, насекомых, эффектные чучела животных, предметы каменного и бронзового веков великолепно вписались в интерьер просторного современного помещения. Разве, что копия золотого мальчика, как мне показалось, слишком уж великовата. Но вот людей, зашедших посмотреть на всё это великолепие мало. Да и те, вероятно туристы. Экспозиция второго этажа, пока, скорее всего не закончена, и об истории самого города и области можно узнать в основном по фотографиям и экспонатам живущим как-то сами по себе. Впрочем, надо было бы пройтись по музею с гидом, оно бы всё и стало на свои места. От себя, добавлю некоторые малоизвестные факты из биографии края:

1. Именно здесь находится место, где сбываются мечты идиотов. Неподалёку от станции Айнабулак (зеркальный ключ), Остап Бендер стал миллионером. 27.04.1930 года на этом месте прошли официальные торжества, посвящённые смычке Турксиба. В литературном поезде присутствовали Ильф и Петров. А вот в скольки километрах от станции, и в какую сторону нужно ехать, чтобы отыскать символический серебряный костыль я не скажу! Кстати, ни у кого нет приличного гвоздодёра?

2. Свинец каждой третьей пули, выпущенной по врагу во время ВОВ, был добыт в городе Текели.

3. Во время войны в Талды-Кургане в районе хутора располагался аэродром, готовивший военных лётчиков.

4. Известный во всём мире автомат Калашникова родом из этих мест. Два первых образца знаменитый впоследствии конструктор, изготовил в Матае.

5. Последние взрывы оружия самой продолжительной войны ХХ-го века прогремели в Сарыозеке. Здесь были уничтожены ракеты средней и малой дальности. Угадайте, как называлась эта война?

После музея и небольшой прогулки по центральному парку отправился в Карабулак. ВъездВКарабулакТалды-Курган старше Новосибирска лет на 10, Карабулак же довольно старое поселение. Некогда в нём находилась древняя глинобитная крепость, сейчас на этом месте располагается автостанция и баня. Развалины небольшой ГЭС, утопшей первым этажом в живописном ручье, если постараться, можно пока ещё отыскать далеко на окраине посёлка. Интересно, ни на эту ли электростанцию пытались заманить в 29-м году Травина? Уже около часа ночи, на ощупь расположился в небольшом карагачёвом саду на ночлег.

День 19-й…21-й. 13-15.06.07

Талды-Курган

 Покатавшись по Карабулаку до обеда и искупавшись в блюдце водохранилища сахарного КарабулакОзерозавода, отправился назад в Талды-Курган. Очень хотелось проехаться до города с самой протяжённой неосвещённой улицей в мире – Текели. До него было всего каких-то 30 километров, ещё столько же по городу вдоль ущелья и реки Каратал к её истоку и снежным вершинам ледников. Потом можно было бы проехать по живописному ущелью до Талды-КурганДКДжансугуроваРудника-Коксу вдоль реки Коксу... Но надо не забывать, что Текели город приграничный, да и в Руднике тоже стоят погранцы, а я уже как две недели нахожусь в Казахстане нелегально. Приключения – вещь интересная, но в юридической сфере мне они были излишни. Тем более, что в Талды-Кургане меня ждали друзья, у которых я в последствии и остановился. Поехать снова смог только через три дня, чуть ли просто не сбежав. Талды-КурганКазахстанКушаю я конечно много, но столько, и так часто! За что им всем спасибо. На четвёртый день моего пребывания в городе, меня стали узнавать и приветствовать как новосибирца незнакомые мне люди. Вот она слава! Но славу нужно подпитывать, а значит, пора уже было ехать дальше. Выбросив старые полузимние кроссовки, приобрёл новые полегче. За 4 дня накатал 120 километров – немного, но весьма продуктивно.

День 22-й. 16.06.07

Талды-Курган – Сарыозек. Пробег 105 км.

 Отдохнувший, после баньки, дважды за утро плотно поевший, в прекрасном настроении ВыездИзТалды-Кургана

выехал в сторону Алма-Аты. На выезде из Талды-Кургана то и дело попадались группы тренирующихся шоссейников. Попытался пристроиться в хвост, но держать скорость в сорокульник для меня многовато. Бросил эту затею и поехал сам по себе. КировскДомШадринаВ Кировске проехал к дому Ивана Демидовича Шадрина, одного из 28-ми гвардейцев-панфиловцев. Скромный домик с памятной табличкой и вывеской на воротах о продаже квартиры героя. К чести сельчан, все у кого я спрашивал дорогу к домику, прекрасно о нём знали.

 Забавно, что к середине дня переставала включаться 7-я последняя передача. Утром же таких проблем не возникало, а на дороге подстраивать передачу было лень. Вероятнее всего рубашка растягивалась под солнцем и увеличивала натяжение тросика. Хотя, как раз скоростной передачи мне чаще всего и не хватало. Каденс у меня не ахти какой, а придавливать бы ещё местами смог. Благо дорога до перевала у Мукров была весьма приятная! Но вот в перевал пришлось попыхтеть. МукрыВидСПеревалаПравда, подъём был безбожно разбавлен остановками на фотосессии открывающихся с каждым новым метром подъёма пейзажей. Через три километра от начала световой феерии, появился патруль гаишников. Это был первый и единственный увиденный мной патруль. Единственный действующий стационарный пост встретился у Капчагайской ГЭС. Все остальные стационарные посты были либо разрушены, либо законсервированы. Движение в городах – весьма интересный компот из канонических правил и негласных водительских соглашений. Я же Айнабулакпотихоньку втянул в перевал и решил подкрепиться свежеприкупленным апортом “нового урожая”. С половинкой яблока в одной руке и другой в зубах покатил с горочки. Выбрасывать фрукт не позволяла жадность, а тормозить одной левой рукой было страшновато, страшновато было смотреть и на показания спидометра, показывающего порядка 72-х километров в час. Но ничего, спустился с новым для себя рекордом скорости. На ночёвку встал за Сарыозеком на склоне у ручья.

День 23-й. 17.06.07

Сарыозек – 40 км не доезжая Алма-Аты. Пробег 133 км.

 Далее дорога пошла под гору. Перевал Архарлы это для тех кто едет с Алма-Аты, а для таких УтроЗаСарыозекомкак я – прекрасный спуск, сразу за которым расположился живописный придорожный базарчик с родничками, шашлыком, ерымшиком, куртом и кумысом. Проехав Чингильды, свернул с дороги к Капчагайскому водохранилищу. Сразу же впрочем, и прокололся, далее километра два шёл пешком среди кустов саксаула. Солнце просвечивало прозрачную КапчагайскоеВодохрводу, играя бликами на барашках тёплых бирюзовых волн. Помылся, постирался, заклеил камеру, ну и конечно же устроил себе небольшой пикничок с купанием. Лицо и руки у меня были уже как у негра, а вот все остальные части тела поблёскивали прошлогодним сибирским загаром. Так что через час солнечных процедур пришлось надевать футболку, чтобы не обгореть. Дальнейшая дорога сопровождалась завистливыми взглядами автомобилистов плетущихся в 70-ти километровой воскресной пробке от пляжей Капчагая до самой Алма-Аты. Притормозив у придорожного кафе, заказал 2 шашлыка, борщ, жаркое, чайничек чая с молоком и лаваш. Всё это обошлось мне в 920 теньге (200руб.) – весьма небольшая цена за немаленькие и довольно вкусные порции. Запив всё это литром чая, больше 10-ти километров проехать я уже не смог. Захотелось покоя и неги. Не рискуя больше ехать по целине – отвёл велосипед под куст джигиды, где и уснул. Ночью об палатку долбились какие-то немаленькие животины, и где-то в районе пакета со жратвой в бессильной злобе скреблась и попискивала мышь. Но мне на всё это уже было наплевать, мне было хорошо.

День 24-й. 18.06.07

Алма-Ата. Пробег 82 км.

 Проснувшись, задел стенки палатки, тотчас с неё свалила толпа каких-то хреней. Высунул УтроПередАлма-АтойКузнечикиморду наружу и столкнулся нос к жвалу с бандой здоровенных зелёных кузнечиков. Посчитав меня невкусным, насекомые продолжили свою трапезу растительной пищей. Я же бодренько потопал к трассе, возле которой уже топал выводок чёрных гусей-лебедей, шедших то ли в гости к кузнечикам, то ли ждущих пока перевернётся какая-нить машина с комбикормом. У меня же ещё в Талды-Кургане возникла проблема с включением телефона. Симка отказывалась регистрироваться и блокировала вход в телефон. Не позвонишь и номера не посмотришь. Но в 20-ти километрах от Алма-Аты, обнаружился впечатанный в асфальт самсунговский слайдер. Выколупав железячку из дорожного плена, стал обладателем целёхонькой симки. На которую тут же стали приходить СМС-ки о не принятых кем-то вызовах. Созвонившись с обладателем карточки, договорился о встрече и использовании части имеющегося, на этот период, баланса в личных целях.

 Рассказывать о том, насколько красив город – занятие неблагодарное. Алма-Ату нужно ДачиЗаАлма-Атой

смотреть, смотреть на окружающие её горы, высоко запрокинув голову и отклячив для лучшего наклона нижнюю челюсть. Город активно строится и перестраивается, оставаясь современным и в то же время зелёным. Говорят, что если выстроить все деревья Алма-Аты в ряд, то получилась бы аллея до самой Москвы. Ехать по городским дорогам сложно. Каждый день в городе регистрируется 400 новых автомобилей. Мне, чтобы свернуть налево, пришлось отъехать по тротуару 2 квартала назад, встать в первый ряд, перестроится в четвёртый и на светофоре повернуть согласно предписывающим знакам. Все прочие попытки пересечь улицу в течение 15-ти минут успехом не увенчались. Поставив велосипед на стоянку – поездил по городу на транспорте и сходил в парк. Пытаясь выехать за город по хоргосской трассе, около часу ночи нашёл какие-то заросли 2-х метровой травы, в которой и заночевал.

День 25-й. 19.06.07

Алма-Ата – горячий источник. Пробег 185 км.

УтроЗаАлма-Атой Утром вылез из зарослей конопли и снова поехал в город. Есть в Сарыозеке банкомат или его нет – не знаю, а на поезд садиться я собирался именно там. Поэтому решил заранее снять деньги в Алма-Ате. Поездка обошлась мне в 26 лишних километров. Оказавшись снова за городом, заметил, что стало тереть заднее колесо. Сколько длинных нехороших слов я быстро-быстро подумал и только одно короткое медленно сказал, увидев порыв на изношенной в ноль покрышке и выползающую из порыва камеру! Ехать назад уже больше не хотелось, и если бы поехал, то, скорее всего, на ЖД вокзал. В очередной раз, решив рискнуть, поменял переднюю и заднюю покрышки местами, предварительно проложив внутренность порванной, корсажной лентой. В процессе накачивания камер, сломалась эксцентриковая лапка насоса, качать теперь приходилось в два раза больше и шустрее. Ну вот, теперь всё было как и должно быть, передняя покрышка – слегка приспущенный лысый слик, задняя - 5-ти миллиметровый злой протектор.

Населённые пункты за Алма-Атой выстроились в сплошную цепочку. Знак об выезде из одного посёлка соседствовал со знаком о въезде в другой. Целью моего последнего пробега были ДорогаАлма-Ата_ХоргосДеревьяпоющий бархан, каньон и чарынские минеральные источники. Времени оставалось в обрез, и такие вероятно интересные места как Алма-Атинский дендрарий и Бартогайское водохранилище из графика выпадали. Где находится бархан, толком выяснить не удавалось, имея три варианта его примерного месторасположения, решил сориентироваться на подходе к ним. За Чиликом остановился с картой у поворота на Масак. Подъехал к стоящему невдалеке автомобилю, чтобы сориентироваться наверняка. “До каньона за сегодня уже не доедешь! Вот тут в 27-ми километрах есть горячий источник, туда может засветло успеешь. А бархан где-то там же, в 10-ти километрах от источника.” Оба, на! Подумал я. Это ж я чуть не просвистел мимо чуть ли не главной цели своей поездки! Ну а горячий источник - вещь по любому очень даже приятная. Поблагодарив автолюбителей за наводку, свернул с трассы. Через 17 километров асфальта, свёрток на гравийку. 10 километров по темноте и я у небольшого санатория. Рядом с дорогой что-то, журча низвергается в небольшой песчаный бассейн. Нащупав горячую трубу двухсотку, думая: “#ля, только бы не канализация!”,- полез в купалку. Вода вытекает из трубы градусов под 50, в бассейне же она вполне терпимая и приятная. Скупнувшись, поехал становиться на ночлег. Как оказалось поблизости уже есть палаточные городки. Я же махом организовал себе три прокола на иглах джигиды. Но, оставив все проблемы на утро, довольный сложившимся раскладом, уполз спать в палатку.

День 26-й. 20.06.07

Горячий источник – холодный источник. Пробег 42 км,пешком 15км, вплавь 1.5км

 Залатав дыры на камерах, пошёл общаться с народом. В купалке, найденной мной вечером, уже кто-то плескался – это меня успокоило на предмет гигиеничности моего выбора. Источники оказались с содержанием фтора. Пить такую воду нельзя, а вот для суставов она оказывается, очень даже полезна. Повыясняв местонахождение поющего бархана, решил ПутьКПоющемуБарханупроверить на этот предмет виднеющуюся в 15-ти километрах жёлтую сопку. Через 10 километров дорожка круто повернула в сторону от цели. Я же ломанулся напрямик через солончак, песок и болота. Когда же я поумнею?! Ведь опять же прокололся! Пошугав цапель и надеясь, что те кабанчики, которые оставили здесь следы, ещё спят или ушли в другие места, через 3 часа кое-как выбрался назад на ту же самую дорогу. Проехав с километр, понял, что дорога попросту обходит стороной болото. Вымотанный и исколотый всеобразными колючками подъехал к егерскому кордону на берегу реки. Бархан возвышался с другой стороны. Заверив егерей, что я дебил, - просто справку дома оставил,- и сейчас буду переплывать на тот берег, стал раздеваться. Упаковав кроссовки в пакет, взял его по собачьи в зубы и отправился на тот берег, предварительно завещав егерям шмотки, на случай моего невозвращения. Левый берег, на ПоющийБарханкотором я находился, илистый и проваливаешься в него по колено. Пройти пешком, двигаясь с островка на островок, можно две трети реки. Потом, по любому, нужно плыть. Плыть и дышать носом расположенным сразу над кроссовками – занятие тяжёлое. Река здесь равнинная и теченье не слишком сильное, но выгрести нужно на конкретное заранее облюбованное место. Иначе вылазить на высокий заросший камышом берег будет сложновато. На другой стороне реки берег покрыт неглубокими болотцами. В стороне расположены два небольших озерца образовавшихся, видимо, после весеннего паводка. Проломившись через камыш и изрядно попорезав им ноги, оказался в пустыне. Солнышко крепко припекало голую спину, а горячий песок нежно прожаривал пятки даже через подошву кроссовок. Протопав километра 2 по песку, оказался перед барханом высотой с девятиэтажку. Лифт лестница и даже перилла в этом сооружении напрочь отсутствовали. Выбрав наиболее короткий путь к вершине, ступил на наклонную почву бархана. Метров десять песка съехали на продавленное ногой место, затекли в кроссовок и прикрыли голень спереди. Я читал, что этот бархан самый громкий из поющих, звуки его иногда напоминают гудок парохода. А теперь представьте, что вам на ногу высыпали нагретый на сковородке песок…, да Титаник так не гудел! Не, я молчал! Изредка цедил короткие слова сквозь зубы, но в основном молчал. Бархан, падла, тоже молчал. Добравшись до середины, обнаружил останки пластикового мешка. Обмотал им ноги и стараясь не касаться песка руками пополз дальше. Соскользнуть и упасть жопой на эту сковородку было бы кошмаром, о котором даже не хотелось и думать. На высоте в 6 этажей песок под ногами начал поскрипывать и похрюкивать, как если бы я поднимался по снегу. Выйдя в астрал и примерив чёрный пояс гуру аутотренинга - прополз ещё полтора этажа. Если бы я добрался до вершины то, может быть, бархан и исполнил бы мне Sandstorm из La Biond-ы, или поприветствовал парой корабельных гудков. Но тут я его опередил, чувствуя себя закипающим чайником, включил свисток на полную мощность и стараясь опережать сползающий песок ломанул вниз, высоко подпрыгивая и исполняя арию падающего истребителя: “БЛЯ-я-я-а-А”! Если бы какой пескоисследователь в это время полз по противоположной стороне бархана или пил чай в пресловутом домике егеря где-то там, в 10-ти километрах от этого места, то он бы сказал: “Чу, коллега, Вы слышите, как необычайно ярко и выразительно поёт нынче бархан”?! Я же, посекундно поражаясь своим глубинным познаниям русского языка, шустро ломил к увиденным сверху озерцам. Прошуршав на одном дыхании стенку из камышей, плюхнулся в утыканный притопленными корягами водоём. Проплыв первый и немного поостыв, начал замечать запашок застоявшейся воды. Без особого удовольствия и на одной только необходимости залез в следующий. Река после этого водного слалома показалась удобным и незамысловатым средством доставки на другой берег.

НаФонеПоющегоБархана Егеря поздравили меня с возвращением и, конечно же, поинтересовались, чёж я не долез до вершины? Получив в ответ выразительное блекотание насчёт 38-ми Цельсия в тени, и предложения отведать свежепрожаренного мясца с любой моей голени, согласились, что и так сойдёт. Попутно поведав, что в выходные с бархана катались чуваки на лыжах и на санках, и что в реке живут в изобилии здоровенные сомы…

 Сфотографировался для истории на фоне природной достопримечательности, уже успевшей сожрать, поднимающимися снизу волнами песчаной дымки, следы моего пребывания на ней. Доехал до горячего источника, заклеился, искупался и пытаясь хоть немного компенсировать выпавший из графика день проехал до асфальта 10 км. Поставив палатку и постиравшись в холодном источнике, отошёл ко сну.

День 27-й. 21.06.07

Холодный источник  – аул. Пробег 146 км.

 Заставив себя встать с рассветом, залез в высохшие за ночь на ветру штаны. Изобразив нешуточное удивление, снял штаны. Вывернул их наизнанку и вытряхнул с дюжину здоровенных гусениц. Внутренности штанов поблёскивали отломившимися с насекомых Ящерицыиголочками. Гусеницами было снаружи покрыто и дно палатки, очень видно им импонирует синий цвет, ибо прочие предметы они игнорировали. Позавтракав сухим пакетиком сублимированной картошки и остатками колбаски, отправился мимо просыпающегося полузаселённого посёлка. Возле него меня догнали, возвращавшиеся с дежурства, уже Перевалзнакомые по переплыву егеря. Подсказав, как проще будет проехать к трассе и каньону, пожелали счастливого пути. Доехав до следующего посёлка, свернул на песчанку. Небольшая фотосессия яркораскрашенных агрессивно дерущихся ящериц, и ухожу по ущелью вдоль холодного родника прямо на трассу. Сразу же с этого места начинается подъём в перевал. БайкерИзЛондонаВ Кокпеке у магазина встретил велотуриста. Парень ехал из Лондона в Китай! Немного проехали вместе, и я чуть не угробил коллегу едущего сзади, неудачно спрыгнув на обочину с мягкого асфальта. Немного погодя англичанин прокололся и фраза: “The first problem from London!”,- заставила мои глаза округлиться чуть ли не шире чем при спуске с бархана. Заклеившись и ещё немного проехав вместе до развилки на каньон – расстались. Мой прокол ждал меня невдалеке (видимо мне предназначался и предыдущий, но кто-то там промахнулся). Я представлял, что каньон должен находиться где-то в горах и очень удивился, повернув по указателю в сторону равнины. Через 10 километров подъехал к вагончику со шлагбаумом, преграждающим проезд к каньону-заповеднику. Спросив егерей, по каким дорожкам лучше проехать – от спуска вниз воздержался. Три километра вдоль обрыва по смотровой дорожке и продолжительная фотосессия. Красиво. А что ещё рассказывать, ЧарынскийКаньон

нужно это видеть! Удовлетворив голод духовный принялся за физический, пообъев немного кустики с обильными ягодами эфедры. Грунтовочка дальше до асфальта далась необычайно легко, практически не крутя педали, летел со скоростью 30 км/ч (и не надо намекать на ЯсеневаяДачаягодки!). Проезжая мимо реликтовой ясеневой рощи (такая же есть ещё только в Канаде), попросил смотрителя, показать какой из представителей флоры есть ясень. Долго пытался представить падение листьев этого дерева с дуба. В мыслях о высоком и толстом (дубы-ясени-жрать-охота) докатил до довольно живописного аула с красивой центральной улицей. Втарив по полной продуктов, отъехал от него несколько километров, и в сумерках пробравшись через колючие кусты акации, поставил палатку посреди вытоптанной глиняной аллеи (других вариантов поблизости не предвиделось). Час спустя по аллее прохерачило стадо ослов, с характерным звуком, громко тормознув возле палатки. Ночь была жаркой, в спальник даже и не залазил.

День 28-й. 22.06.07

аул –. Пробег 175 км.

 Не успел я утром собраться, как мимо палатки прошла отара Дорогаовец. Местные жители довольно остроумно придумали выгонять скот по аллейке с одной стороны обсаженной акацией, а с другой стороны прорыв глубокий ров. Животные топали по дорожке и не могли убежать ни в поле, ни на трассу. Головняков - ни пастуху, ни водителям, ни овощеводам. Небольшая фотосессия на мосту МостЧерезРекуИличерез Или. Невдалеке тормознула “Нива”, тоже для натурных съёмок. Через десяток километров увидел движущегося навстречу велособрата. Байкер оказался японцем, едущим из Европы через Китай в Киргизию. БайкерИзЯпонииПо-английски японец говорил значительно понятнее, чем англичанин. Акцент, набор слов, паузы между ними и время на обдумывание сказанного – у нас были более близкими. Всё остальное компенсировалось жестикуляцией руками. Фразы англичанина порою повергали меня в долгий ступор (как, впрочем, и мои его). Странным оказалось только то, что мы едем навстречу, но в один и тот же город. Достав карту и показав, что Сарыозек в другой стороне, несколько расстроил японца. Как выяснилось, он катит по чёрно-белому рисунку из книжки описывающей достопримечательности средней Азии, коих у него была целая библиотека в сумке на руле! Порекомендовав ему эту трассу как более интересную, хоть и более длинную до Алма-Аты, сфотографировав друг друга на память, продолжили движение каждый в своём направлении. В Чарын на горячие источники и минеральные воды я заезжать КониВКамышахне стал, хотя и очень хотел. Всего-то шесть километров от дороги! Но времени было меньше чем в обрез, а завтра край нужно было сесть на поезд до Новосиба в Сарыозеке. Когда идёт поезд, и есть ли на него билеты, и пустят ли меня в него с просроченной миграционкой – вопросы на которые ответов у меня пока не было. Да и 200 километров, которые нужно было проехать за сутки – будили смутные сомнения. Впрочем, понимая, что моя поездка по сравнению с путешествием повстречавшихся мне за последние два дня товарищей - всего лишь мелкий понос, воодушевлённый их подвигом упорно давил на педальки. У дороги за Кокталом приобрёл полведра урюка за 20 рублей. Наверное, зря я плохо отзывался о мелком поносе. Хотя небольшое расстройство организма, скорее было вызвано перегревом, нежели ВысохшаяРекаупотреблением фруктов. Дорога в слабую горочку, температура под сорок, плавленый асфальт, полное безветрие (впервые согласился бы на встречный ветерок) и солнце в самом своём зените (день солнцестояния)! Дотянув до ручья в тени перевала, хлопнулся в него отмачивать гудящие ноги. Чуть погодя, подъехала знакомая по утру ”Нива”. Пассажиры тоже бросились к ручью с целью охладить конечности. Приятно поговорив об истории, природе и геополитическом положении края – продолжили движение, пожелав друг другу удачной дороги. Из разговора следовало, что в незапамятные времена, ДОТпутники, возвращаясь из Семиречья и отвечая на вопрос, откуда они прибыли? Говорили: “Из Рая”! А любой человек по-казахски до сих пор так попросту и именуется - адам! Ну, а о том, где на Земле растут самые большие, ароматные и знаменитые яблоки – вопрос, пожалуй, риторический, ибо Алма-Ата (отец яблок) прямо тут же под боком. Ой, не стоит только усердствовать с непривычки в поедании сего прекрасного фрукта, а то, неравён час, выпрут, со всеми вытекающими последствиями на Ближний восток!

Я же, уже ночью, не доехав до перевала Алтын-Емель километров 10, свалился в придорожных кустах саксаула спать. Поставил палатку, оделся и без спальника и пенки (было уже не до них) скрутился спать калачиком. Холодновато.

День 29-й. 23.06.07

пер.Алтын-Емель – Сарыозек. Пробег 92 км.

 В пять утра меня уже колбасило по дороге. Начавшийся перевал, вымотал окончательно. ПеревалАлтынЕмель

Скорость 6-8 км/ч, хоть иди пешком. Медленно обогнавший меня “Камаз”, гружённый ульями, сдох метрах в 100 – закипел радиатор. Попросился к водителю, пристроиться прицепом, когда догонит меня ещё раз. Хотя, честно говоря, плохо представлял, как это у меня получится. БашняНаПеревалеОкрылённый тем, что позади в трехстах метрах за мной пыхтит “Камаз”, который потянет меня к вершине – взбодрился и пятёрочку до вершины прошёл самостоятельно, хотя и на той же скорости, ну может плюс ещё 1км/ч. В общем, грузовик обогнал меня только когда я остановился у родника уже опосля вершины. Дальше всё пошло быстро, легко и весело. Скорость под и за 40, 20 километров просто “летел” с перевала! За 4 километра до цели в очередной раз прокололся на джигиде, шип прошёл насквозь, оставив две дырки. Тем не менее в 11:10 уже был на станции в Сарыозеке. Касса вокзала открывается в 15:00, поезд в Сиб прибывает около 18:00, билетов - навалом. Оставшиеся после покупки билета теньге (2000 р. купе), в ПрощаниеСКамеройизобилии трачу на жратву, с которой из-за спешки в последние три дня, были серьёзные перебои. Не торопясь, под последними в этом году для меня лучами 38-ми градусного солнца, упаковываю вел в 4-х метровую полиэтиленовую плёнку-трубу, купленную здесь же в хозмаге. Выбрасываю перчатки и камеры-запаски, на которые уже невозможно смотреть без слёз жалости. И домой!

ВКупеПоезда-ДомойДень 30-й. 24.06.07

Поезд до Новосибирска.

 Приятно отдыхая в, большую часть времени пустом купе, давился колбасой, соком и горячим чаем (чем изрядно удивлял соседей по вагону). Пограничный контроль прошел без вопросов - просто отдал миграционку и ВСЁ!

День 31-й. 25.06.07

Утро понедельника, 5:52, ж/д вокзал Новосиб главный, пора на работу, до следующего отпуска ровно 11 месяцев.

Итог:

+(плюсы)

3052 км на спидометре

72 км/ч моя максимальная скорость

325 фотографий

Классный загар на руках и морде

Масса приятных впечатлений

-(минусы)

11000 руб.

Кроссовки

Перчатки

2 покрышки

5 камер

20 мл масла для цепи

125 мл крема от солнечных ожогов

3 кг живого веса

3 см в талии



Hosted by uCoz

 

Новосибирск->Байкал

щёлкнуть по рисунку для перехода

«Новосибирск-Байкал 2008»

 

На главную страницу